Историческая справка

Историческая справка

о деятельности Белгородской региональной организации

Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации

Зарождение профессионального движения в Белгородском уезде Курской губернии на рубеже XIX – XX столетий отражало потребность масс в объединении для защиты своих экономических интересов и прав. Тяжёлое материальное положение заставило тружеников прибегнуть к взаимной помощи в нелёгких жизненных обстоятельствах – созданию Общества вспоможения и кредитных товариществ.

В начале 1903 года в уездном Белгороде легально действовали лишь два профессиональных объединения – торговых служащих и учителей.

Нужда и необходимость объединять усилия в защите своих прав подтолкнули учителей и студентов к созданию в 1903 году Общества взаимного вспоможения при Белгородском учительском институте, ставшего прообразом профессионального союза, чей Устав был утверждён в том же году сенатором Дурновым. Тогда же Общество взаимного вспоможения учителей Белгородского уезда получило официальное разрешение на свою деятельность.

Однако, в 1906 году появился документ, который существенно ограничил развитие профессионального движения. Это «Временные правила о профессиональных обществах, учреждаемых для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях, или для владельцев этих предприятий», который стал не столько регламентирующим, сколько запрещающим документом.

Общероссийский учительский Союз попытался отойти от политической деятельности. На IV съезде в 1907 году из Устава была исключена политическая платформа, ставившая в своё время задачу бороться «за политическую свободу в России и передачу власти в руки народа». Но это не помогло, деятельность учительского союза была приостановлена.

Запрет на деятельность профессиональных объединений учителей сохранялся неизменным вплоть до Февральской революции 1917 года.

В апреле 1917 года возобновилась деятельность общероссийского Союза работников образования. С августа он стал называться Всероссийский учительский Союз. Союз поддержал Временное правительство. В декабре 1918 года был распущен декретом Советской власти.

После Октябрьской революции ключевую роль в перестройке работы профсоюзов сыграл IV съезд профсоюза, состоявшийся в ноябре 1922 года. Он определил в числе основных задач – политическое воспитание учительства в духе пролетарской революции.

Индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства сопровождалась укреплением административно-командной системы. В учительском Союзе была объединена наиболее грамотная и подготовленная к работе с населением интеллигенция. Коммунистическая партия активно использует её в массово-политической работе.

Оккупация г. Белгорода во время Великой Отечественной войны прервала деятельность профсоюзов до августа 1943 года.

Новый этап в истории отраслевого профсоюза начался с середины 50-х годов во вновь образованной Белгородской области.

Белгородский обком профсоюза работников начальных и средних школ был создан на областной конференции профсоюза 4 марта 1954 года. Председателем областного комитета профсоюза, 18-тысячного отряда работников отрасли, был избран Леонид Иванов.

По инициативе Белгородского обкома отраслевого профсоюза осенью 1954 года облисполкомом было принято решение об установлении единых по области норм на бесплатные коммунальные услуги работникам образования.

Спустя два года после создания отраслевого профоргана в обкоме профсоюза насчитывалось 652 первичные профорганизации в 31 районном и 1 городском комитетах, объединивших свыше 18060 членов.

В 1956 году профсоюз работников начальных и средних школ был переименован в профсоюз работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

На пленуме обкома профсоюза 1 февраля 1960 года отмечалось, что не в полной мере выполняется закон о всеобуче. И отраслевому профсоюзу необходимо было решать проблему получения образования работающими без отрыва от производства.

В этот период проявились тенденции, свидетельствующие об усилении влияния профсоюза на многие сферы экономической и социальной жизни общества.

Основной заботой учительского профактива была массово-политическая работа среди сельского населения, а потом уже бытовые вопросы.

Работать профсоюзным комитетам в 60-е годы приходилось в нелёгких условиях. В сельской местности старые школьные здания отапливались плохо.

В 70-е годы в Белгородской области развернулось широкое строительство школ, детских садов, загородных лагерей. Укрепление материальной базы подкреплялось совершенствованием учебно-воспитательной деятельности. Набирало обороты социалистическое соревнование между учебными заведениями.

Новая организация учебно-воспитательного процесса в школах-комплексах потребовала перестройки в работе первичных профсоюзных организаций школ. В марте 1980 года состоялся пленум обкома профсоюза, определивший задачи совершенствования этой работы.

В годы перестройки основным объектом критики профсоюзов стало их участие в производственно-массовой работе, организации социалистического соревнования. В то же время, областной отдел образования и обком профсоюза организовали в эти годы внутриобластное соревнование городов, районов, а также каждой общеобразовательной школы. Соревнование вызвало к жизни инициативу трудиться под девизом «От творчески работающего учителя – к творчески работающему коллективу».

В 10-й пятилетке за успехи в образовании Белгородской области 6 раз вручалось переходящее Красное Знамя Совета Министров СССР, РСФСР и ВЦСПС, и в этом немалая заслуга скромных общественников-профактивистов, внесших свой вклад в повышение качества образования.

Перемены, начавшиеся в стране в середине 80-х годов, коснулись и профсоюзов.

Значительное место в деятельности обкома профсоюза в 80-е годы отводилось жилищно-бытовой работе. Областной комитет профсоюза постоянно выходил в органы исполнительной власти на местах с предложениями, касающимися улучшения условий жизни и быта членов профсоюза.

В 1985 году учителям области предоставили 293 квартиры, в 1987 году – 273 квартиры, в том числе за счёт средств предприятий, колхозов и совхозов 189 квартир, что позволило переломить негативную тенденцию выбытия молодых специалистов.

Положительную роль в деятельности учительского профсоюза сыграло привлечение других отраслевых союзов к решению широкого спектра задач, касающихся народного образования.

Особое место в деятельности профсоюза образования занимала забота об укреплении здоровья членов союза.

Стали традиционными спартакиады и соревнования, семейные спортивные праздники, в каждом учебном и дошкольном учреждении были организованы группы здоровья. Комплекс мер, направленных на создание здорового образа жизни для учителей и дошкольных работников, дал положительные результаты.

В 1987 – 1989 годах наметилась тенденция к снижению заболеваемости по отрасли.

В сентябре 1990 года делегаты учительского съезда, избранные на альтернативной основе, создали Профсоюз работников народного образования и науки РСФСР, который после распада СССР стал называться Профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации (краткое наименование – Общероссийский Профсоюз образования).

На первый план выдвинулась защитная функция.

Первая акция была организована работниками детских садов г. Белгорода в 1990 году. Тогда удалось добиться повышения заработной платы почти на треть. Это была наша первая победа.

Решиться на протестные акции было непросто. Необходимо было искать новые пути взаимодействия с властными структурами и работодателями, налаживать механизм социального партнёрства.

В непростые 90-е годы активная позиция областного комитета отраслевого профсоюза, поддержанная управлением образования, позволяла оперативно в рамках Соглашения разрешить конфликты и разногласия, возникшие в связи с задержками в выплате зарплат.

За годы работы её возглавляли: Иванов Леонид Николаевич, Базаров Василий Михайлович, Бондарев Алексей Николаевич, Снурницын Александр Петрович, Кищенко Инна Николаевна, Томилка Лидия Тимофеевна, Власова Елена Михайловна. В настоящее время её председатель – Тишина Елена Георгиевна.

Сегодня Белгородская региональная организация Общероссийского Профсоюза образования является одной из крупных в областном объединении организаций профсоюзов. Она объединяет 22 территориальных, 1140 первичных профсоюзных организаций, 67187 членов Профсоюза, из которых 43506 – работающие и 23681 – студенты.

В настоящее время региональная профсоюзная организация по-прежнему защищает трудовые права и интересы членов Профсоюза.

Елена ТИШИНА,
председатель
Белгородской региональной организации
Общероссийского Профсоюза образования