КОММЕНТАРИЙ к нормативным правовым актам, регулирующим вопросы осуществления деятельности педагогов-библиотекарей

КОММЕНТАРИЙ
к нормативным правовым актам, регулирующим вопросы осуществления деятельности педагогов-библиотекарей

     Приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 июля 2011 года, регистрационный № 21240) внесено изменение в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 года, регистрационный № 18638), которым указанный раздел дополнен новой квалификационной характеристикой должности «педагог-библиотекарь».
Приказ Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н официально опубликован в «Российской газете» от 13 июля 2011 г. № 150 и вступил в силу с 24 июля 2011 г.
      Установлено, что наименование должности «педагог-библиотекарь» применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее по тексту – учреждения).

 

     В связи с нормативно-правовым введением новой должности «педагог-библиотекарь», которая отнесена к категории должностей педагогических работников, возникает целый ряд вопросов, которые нуждаются в первоочередном прояснении и разрешении, к числу которых относятся следующие вопросы:
- означает ли, что в связи с утверждением квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» наличие этой должности в библиотеках образовательных учреждений становится обязательным, а должности библиотечных работников подлежат исключению из штатных расписаний учреждений;
- если в штате учреждения имеется должность библиотечного работника, следует ли заменять ее на должность педагога-библиотекаря;
- если принято решение о введении в штат учреждения должности педагога-библиотекаря, то обязаны ли руководители удовлетворять требования библиотечных работников данных учреждений о переводе их на должность педагога-библиотекаря;
- распространяются ли на педагогов-библиотекарей льготы, преимущества, порядок пенсионного обеспечения, установленные для педагогических работников;
- на каких условиях педагоги-библиотекари могут выполнять дополнительную педагогическую работу;
- каковы условия оплаты труда педагогов-библиотекарей, кто их определяет, от чего зависит размер должностного оклада;
- распространяется ли на педагогов-библиотекарей порядок аттестации, установленный для других педагогических работников, а также другие вопросы.
      В настоящем комментарии авторы делают попытку ответить на эти и другие актуальные вопросы, связанные с появлением новой должности педагогического работника «педагог-библиотекарь», особенностями его деятельности, реализацией социально-трудовых прав и гарантий, т.е. статусные вопросы по новой должности.

1. Порядок введения в штат учреждения должности педагога-библиотекаря

     Появление новой должности служащих и утверждение квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» не означает, что из штатных расписаний учреждений должны быть в обязательном порядке исключены все должности библиотечных работников, включая заведующих библиотеками.
     Органы, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе давать указания образовательным учреждениям о внесении изменений в их штатные расписания, в том числе об исключении должности библиотечного работника и внесении вместо нее в штатное расписание должности педагога-библиотекаря, поскольку в соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об образовании» установление структуры и штатного расписания образовательного учреждения отнесено к компетенции самого образовательного учреждения.
     Следовательно, руководители учреждений вправе самостоятельно принимать решение о наименованиях должностей работников и комплектовании кадров, которые будут обеспечивать работу с библиотечным фондом и информационными ресурсами в учреждении, поскольку эта деятельность является основной как для библиотекаря, так и для педагога-библиотекаря.
     К примеру, в крупных общеобразовательных учреждениях с большим количеством классов при наличии объективных условий и финансовых возможностей, в школьных библиотеках работа может выполняться несколькими специалистами, в том числе библиотечными работниками и педагогами-библиотекарями.
     Поэтому если учреждение сочтет целесообразным с учетом имеющихся ресурсов, в том числе финансовых возможностей, иметь в штате должность педагога-библиотекаря, то для этого необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание учреждения. Если в штатном расписании предусмотрена должность библиотечного работника, но не предполагается ее сохранение, то из штатного расписания эта должность должна быть исключена и введена другая требуемая должность.
     При этом если должность библиотекаря занята, то после издания соответствующего приказа о внесении изменений в штатное расписание необходимо проведение ряда действий работодателя, составляющих в целом определенную процедуру, применяемую при сокращении штата работников, в том числе:
письменное персональное предупреждение работника под роспись не менее чем за два месяца о возможном увольнении по сокращению штата, предложение работнику имеющейся работы (как по вакантной должности или работы, соответствующей квалификации работника, так и вакантной нижестоящей должности или нижеоплачиваемой работы), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности);
уведомление в письменной форме не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующего мероприятия государственных органов службы занятости (пункт 2 статьи 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации») и выборного органа первичной профсоюзной организации данного учреждения (часть первая статьи 82 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ)) .
     Если работник, занимающий должность библиотекаря, соглашается на предложение работодателя о переводе на должность педагога-библиотекаря, то в его трудовой договор вносятся соответствующие изменения путем заключения дополнительного соглашения. Принимая во внимание, что у работника изменяется трудовая функция, другие обязательные, а также дополнительные условия трудового договора, в данном случае целесообразно в дополнительном соглашении предусмотреть изложение трудового договора в новой редакции. Кроме того, работодатель издает приказ о переводе работника на эту должность.
     В случае отказа работника от перевода на другую должность либо в случае, когда у работодателя отсутствует работа, соответствующая квалификации работника (в том числе тогда, когда у работника, занимавшего должность библиотекаря, отсутствует высшее образование, которое требуется для занятия должности педагога-библиотекаря, а других вакансий нет), трудовой договор по истечении двух месяцев прекращается по пункту 2 части первой статьи 81 ТК РФ.
     Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 ТК РФ с обеспечением социально-трудовых гарантий, связанных с увольнением в связи с сокращением численности или штата работников (выплата выходного пособия, сохранение среднего заработка на период до трудоустройства и т.д.).
     Нарушение работодателем установленной законом процедуры увольнения работника по сокращению численности или штата может повлечь признание увольнения в судебном порядке незаконным и необоснованным, восстановление работника на прежней работе, выплату ему среднего заработка за время вынужденного прогула и возмещение морального вреда, а также юридическую ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства.
     Следует также учитывать, что в определенных случаях при решении работодателем вопросов комплектования кадров, в том числе при назначении на должность педагога-библиотекаря (перевод на эту должность библиотекаря), допускается прием на работу (перевод) лиц, уровень квалификации которых не отвечает требованиям квалификационных характеристик, для чего применяются особые положения, содержащиеся в разделе «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования.
     Так, пунктом 9 раздела «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

2. Должности работников в библиотеках учреждений и их должностные обязанности

     При решении вопроса о должностном комплектовании (наименованиях должностей работников) библиотек учреждений необходимо учитывать различия в должностных обязанностях библиотечных работников и педагога-библиотекаря.
Должностные обязанности библиотекарей определены квалификационной характеристикой, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. № 251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» (зарегистрирован в Минюсте России 24 мая 2011 г., регистрационный № 20838).
     Необходимо учитывать, что в должностные обязанности библиотечных работников выполнение педагогической работы не входит, поэтому при ее фактическом выполнении с согласия работников такая педагогическая работа им должна дополнительно оплачиваться.
     Так, при наличии соответствующей подготовки школьные библиотекари, как и другие работники общеобразовательных учреждений (руководители, их заместители, педагоги-психологи, воспитатели и др.), могут осуществлять преподавательскую работу по какому-либо учебному предмету, курсу, дисциплине или отдельной теме, которые предусмотрены учебным планом, образовательной программой, или вести занятия в кружке.
     За преподавательскую работу библиотечным работникам должна производиться дополнительная оплата в порядке и на условиях, установленных для учителей или педагогов дополнительного образования, в зависимости от ее содержания. При этом преподавательская работа, осуществляемая помимо основной работы в одном и том же образовательном учреждении без занятия штатной должности, не считается совместительством и может с разрешения руководителя учреждения выполняться в основное рабочее время.
     Педагогу-библиотекарю согласно утвержденной квалификационной характеристике помимо работы с библиотечным фондом и информационными ресурсами вменяется в обязанность педагогическая работа, связанная с участием в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также с осуществлением дополнительного образования обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности, которая может осуществляться в кружковой, клубной и иных формах работы. Следовательно, такая педагогическая работа, входящая в круг основных обязанностей педагога-библиотекаря, не подлежит дополнительной оплате.
     При этом следует особо отметить, что по предложению Общероссийского Профсоюза образования при согласовании проекта квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» из раздела «Должностные обязанности» были исключены такие функции, как осуществление образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, проведение учебных занятий. Эти функции являются прямыми обязанностями учителей и не могут одновременно быть включены в должностные обязанности другого работника, даже если именовать его должность «педагог-библиотекарь», поскольку одной из основных его функций остается работа с библиотечным фондом и информационными ресурсами.

3. Трудовые и иные права и обязанности педагогов-библиотекарей

     Согласно приказу Минздравсоцразвития России приказом от 31 мая 2011 года № 448н должностью «педагог-библиотекарь» дополнен раздел квалификационных характеристик работников образования, именуемый «Должности педагогических работников». Это означает, что должность педагог-библиотекарь отнесена к должностям педагогических работников.
     Вместе с тем, отнесение должности педагога-библиотекаря к категории педагогических работников само по себе не означает, что на работника, который будет занимать указанную должность, автоматически будет распространяться большинство гарантий, установленных для педагогических работников, поскольку они определяются в зависимости от занимаемой должности, типа и вида образовательного учреждения и регулируются как напрямую законодательными актами Российской Федерации, так и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в которые необходимо внести соответствующие дополнения в отношении должности педагога-библиотекаря.
     Следовательно, реализация определенных прав, установленных законодательством Российской Федерации для педагогических работников, в настоящее время находится в прямой зависимости от того, насколько оперативно будут внесены необходимые дополнения в соответствующие подзаконные нормативные правовые акты, прежде всего в:
приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (вступил в силу с 4 июля 2011 года), которым регулируется сокращенная продолжительность рабочего времени педагогических работников;
постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (с изменениями и дополнениями), которым определяется продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска.
      Кроме того, необходимо также внесение изменений и дополнений в другие нормативные правовые акты, которые определяют порядок реализации прав и мер социальной поддержки педагогических работников, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и статьей 55 Закона РФ «Об образовании».
     Так, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет (досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости) до достижения ими пенсионного возраста.
     Вместе с тем, назначение досрочно трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью предусмотрено в том случае, если работа не менее 25 лет осуществлялась в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости (утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Однако должность педагога-библиотекаря указанным Списком не предусмотрена, поэтому работа в этой должности не будет учтена при назначении данной пенсии (для изменения ситуации требуется дополнение указанного Списка, а в случае положительного решения – наличие требуемого для ее назначения стажа работы в течение 25 лет в определенных должностях в соответствии со Списком).
     Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Смогут ли педагоги-библиотекари пользоваться указанными мерами социальной поддержки, будет зависеть от принятых в субъектах РФ законодательных и иных подзаконных нормативных правовых актов.
     Если для педагогических работников федеральных государственных учреждений размер ежемесячной денежной компенсации в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями предусмотрен непосредственно пунктом 8 статьи 55 Закона РФ «Об образовании», то педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом указанным органом; педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений - по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом.
     В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения, в том числе и перечень должностей, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы. В случае если педагог-библиотекарь будет одновременно вести преподавательскую работу в должности учителя, то для реализации этого права на указанных условиях необходимо предусмотреть эту должность в данном перечне.
     Педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
     Следовательно, должны быть установлены федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогов-библиотекарей, а образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации, должны быть разработаны соответствующие программы для педагогов-библиотекарей, учитывая, что в образовательных учреждениях высшего профессионального образования подготовка таких специалистов не осуществляется.
     Таким образом, основные права педагогических работников, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», а также академические, трудовые и иные права, установленные другими федеральными законами, типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и другими нормативными правовыми актами могут быть распространены на педагогов-библиотекарей, как правило, только через подзаконные нормативные правовые акты, принятие которых должно быть инициировано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере образования, а также другими уполномоченными органами власти.
Кроме того, необходимо учитывать также, что на педагогов-библиотекарей должны распространяться не только права, но и обязанности, установленные для педагогических работников законодательством Российской Федерации.
     К числу таких обязанностей относится обязанность проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности, которая проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» и введен в действие с 1 января 2011 г.
     При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 18 указанного порядка не подлежат аттестации педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет, т.е. работники, занимающие должность педагога-библиотекаря менее двух лет, а также получившие первую квалификационную категорию в течение первых двух лет работы в этой должности, не могут быть представлены работодателем для прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
     К числу прав, связанных с аттестацией, можно отнести право педагога-библиотекаря на прохождение аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, которая проводится на основании заявления педагогического работника в установленном порядке. С заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, педагог-библиотекарь вправе обратиться не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории. Осуществление всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогов-библиотекарей при этом должно осуществляться на основе требований, предъявляемых к квалификационным категориям, с учетом особенностей их деятельности по исполнению должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой.

4. Условия выполнения педагогами-библиотекарями дополнительной педагогической работы

     Помимо педагогической работы, входящей в обязанности педагогов-библиотекарей и не подлежащей дополнительной оплате, эти работники в том же образовательном учреждении могут осуществлять при наличии соответствующей подготовки преподавательскую работу по учебному предмету. Такая работа так же, как и для других работников, может быть разрешена в основное рабочее время, поскольку не считается совместительством и подлежит оплате в порядке и на условиях, установленных для учителей.

5. Регулирование условий оплаты труда педагогов-библиотекарей

     Единой системы оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, как это предусматривалось до 1 января 2005 года при применении на всей территории Российской Федерации единой тарифной сетки, в настоящее время не установлено.
     В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику, в том числе педагогу-библиотекарю, устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда.
     Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
     Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации данного учреждения).
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, а условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
     Так, в соответствии со статьей 144 ТК РФ муниципальные учреждения должны устанавливать системы оплаты труда коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, которые не должны противоречить нормам федерального законодательства.
     Следовательно, должны быть внесены соответствующие изменения в региональные и муниципальные нормативные правовые акты по вопросам оплаты труда работников образования, а также в коллективные договоры учреждений и положения об оплате труда работников.
     Из изложенного следует, что регулирование вопросов оплаты труда педагогов-библиотекарей, в том числе при выполнении работы в сельской местности, будет осуществляться по-разному, т.е. с учетом норм законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления (в т.ч. зависимости от их финансового положения), а также локальных нормативных актов, принятых непосредственно учреждениями.
     Кроме того, необходимо учитывать, что если система оплаты труда работников образовательного учреждения строится на основе профессиональных квалификационных групп должностей работников образования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», должность педагога-библиотекаря данным приказом в настоящее время не предусмотрена, а, следовательно, по этой должности не определен и квалификационный уровень, в соответствии с которым определяется дифференциация размеров должностных окладов (ставок заработной платы) педагогических работников.
      Учитывая это обстоятельство, Общероссийский Профсоюз образования предложил Минобрнауки России отнести должность педагога-библиотекаря к четвертому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников, а также в целом подготовить необходимые проекты нормативных правовых актов, связанных с регулированием прав и мер социальной поддержки в отношении педагогов-библиотекарей, о которых было указано авторами в настоящем комментарии.

______________________________________________________________
Комментарий подготовлен специалистами аппарата Профсоюза
В.Н. Понкратовой, Ж.П. Осипцовой.