Доброжелательная школа и профсоюз: от «дорожной карты» до профсоюзного урока для школьников

Уже второй учебный год, как в родном краю Святого Белогорья по инициати-ве Евгения Степановича Савченко стартовала региональная Стратегия «Доб-рожелательная школа», к реализации которой активно подключились член-ские организации Белгородской региональной организации Профсоюза работ-ников народного образования и науки Российской Федерации, президиум ко-торой утвердил «дорожную карту» по взаимодействию с департаментом об-разования области в рамках реализации Стратегии «Доброжелательная шко-ла» на 2019 – 2021 годы.

Совсем недавно были подведены итоги одного из главных и интересных мероприятий «дорожной карты» – регионального конкурса методических разработок профсоюзных уроков и занятий «Доброжелательная школа и профсоюз». Конкурс организован совместными усилиями департамента обра-зования и региональной организации Профсоюза. Его проведение способство-вало продвижению идеи региональной Стратегии «Доброжелательная школа» среди педагогического сообщества родного края, обучающихся и родителей. А что важнее всего для нас как для профсоюзной стороны – так это формиро-вание в глазах ребят положительного имиджа нашего Профсоюза, профсоюз-ного движения России и содействие их профессиональной ориентации школь-ников и обучающихся учреждений дополнительного образования детей.
Среди авторов работ – учителя, воспитатели, педагоги-психологи, педагоги-организаторы, учителя-логопеды. Яркой особенностью этого кон-курса стало активное участие педагогов дополнительного образования. А ещё – воспитателей дошкольных учреждений, разработавших профсоюзные заня-тия для своего профактива. Среди конкурсантов – руководители и заместите-ли руководителей образовательных организаций. Больше половины участни-ков конкурса – председатели и заместители председателей первичных проф-союзных организаций, члены профсоюзных комитетов и молодёжных советов при комитетах местных и первичных организаций Профсоюза.
Победителем конкурса стала Ольга Дегальцева – учитель немецкого языка, член профкома Мухоудеровской средней школы Алексеевского город-ского округа. Главную цель своего профсоюзного урока она видит в содей-ствии духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся и их профессиональной ориентации посредством внедрения и реализации регио-нальной Стратегии «Доброжелательная школа». Знакомя ребят с историей профсоюзного движения нашей страны и с конкретными делами областной организации отраслевого Профсоюза, педагог и председатель школьной профсоюзной первички при помощи «мозгового штурма» узнают мнение школьников о том, что надо изменить в школе по отношению к ученикам, что нужно сделать, чтобы образовательное учреждение отвечало представлениям учеников, и как ребята лично могут положительно повлиять на ситуацию в школе. А далее им предстоит коллективно разработать модели доброжела-тельного педагога, доброжелательного ученика и доброжелательного родите-ля на примере своей школы и определить роль профсоюзной организации в Доброжелательной школе. А нам, членам жюри конкурса было очень прият-но узнать, что настоящей «изюминкой» методической разработки урока стал гимн Белгородской региональной организации Общероссийского Профсоюза образования, написанный нашим коллегой, педагогом дополнительного обра-зования, профсоюзным активистом из Чернянки Александром Ше-пило, который автор использует на своём уроке.
Так как на конкурс поступило много очень достойных работ, выполнен-ных в соответствии с методическими требованиями педагогики и психологии и наполненных широким профсоюзным содержанием, жюри определило двух «серебряных» призёров.
Михаил Гарус – учитель математики Образовательного комплекса «Ал-горитм успеха» Белгородской области. Его воспитательное мероприятие на сегодняшний день как никогда актуально и уникально – ведь автор предста-вил профсоюзный общешкольный военно-патриотический месячник «Алго-ритм Успеха» в Победе!», посвящённый празднованию 75-летия Великой По-беды в дистанционном формате. Ведь в этом году в связи с распространением коронавирусной инфекции большинство праздничных мероприятий ко Дню Победы проходило в онлайн-режиме. Благодаря реализации программы, раз-работанной Михаилом Юрьевичем, ребята будут знать, что профсоюз – это защита прав его родителей. Это возможность ребят вырваться из привычного режима и уклада жизни, взглянуть на себя и своих друзей со стороны, понять, что и зачем они делают, а для этого нужны встречи и путешествия по страни-цам истории профсоюза, новые формы жизни и деятельности, нестандартные методы воспитания. Им предстоит узнать профессии своих родителей, рабо-тающих на разных предприятиях сельской местности, города (учителя, врачи, работники культуры и спорта, сельского хозяйства и т.д.). Ну а самое главное в том, что в Год памяти и славы в России 9 мая в режиме онлайн с ребятами проводится любимая не одним поколением школьников военно-спортивная игра «Зарница», в ходе которой они выполняют реальные задания, но толь-ко… дома.
Педагог дополнительного образования Детского эколого-биологического центра г. Валуйки и Валуйского района Наталья Федосеева подготовила интересное занятие для своих воспитанников на тему «Доброже-лательная школа и профсоюз в современном российском обществе». Её яркой методической находкой стало использование метода моделирования при по-мощи методики «Профсоюзная радуга». На каждой полоске радуги написаны слова, а ребятам нужно из этих слов составить предложение и определить, для чего нужен профсоюз в «Доброжелательной школе», в которой они учатся. На, у дальше… Особое творчество педагога Натальи Юрьевны, с большим удовольствием занимающейся внешкольной работой плюс желание и упорство её ребят, и… модель Доброжелательной школы готова! А что особенно важно – в такой школе всегда важное место занимает профсоюз!
Обладателей третьего, «бронзового» места тоже двое.
Педагог-организатор, председатель первичной профсоюзной организа-ции Станции юных туристов г. Губкина, член Молодёжного Совета Губкин-ской территориальной организации Профсоюза Яна Крылова разработала профсоюзный квест с элементами краеведческого ориентирования «Всё в наших руках!». Участвуя в увлекательном занятии, ребята смогут получить глубокие знания об истории профсоюзного движения, отличительных особен-ностях отраслевого Профсоюза образования, получат необходимые знания о социальном партнёрстве, о формах массовых протестных мероприятий, а в ходе спортивного ориентирования узнают много интересного об историче-ском прошлом родного г. Губкина, познакомятся с его достопримечательно-стями, памятниками, получат навыки краеведческого ориентирования. А по-может им в этом их любимый педагог, Яна Вячеславовна.
Решению проблемы «Роль профсоюзных организаций в реализации ре-гиональной стратегии «Доброжелательная школа» посвящён урок Елены Адониной – учителя биологии, профсоюзного лидера средней школы № 6 г. Шебекино. В ходе урока Елена Викторовна организует дискуссию по про-блеме: «Что могут, что должны, что делают профсоюзы в процессе реализа-ции региональной стратегии «Доброжелательная школа» и использует про-ектную технологию, метод мини-проекта, в результате которого её ученики приходят к главному выводу: Стратегия «Доброжелательная школа» должна быть направлена на кадры: на Труженика-Педагога, создающего благоприят-ную доброжелательную атмосферу для своих воспитанников, и на самих ре-бят, которым жить дальше, обустраивать Великую Россию будущего и наш родной Белгородский край!
Методические разработки победителей и призёров конкурса «Доброже-лательная школа и профсоюз» внесены в Банк данных актуального профсоюз-ного опыта региональной организации Общероссийского Профсоюза образо-вания, размещены на сайте в разделе «Актуальный профсоюзный опыт» и ре-ализованы на практике, в ходе продолжающейся отличной многолетней профсоюзной традиции – проведения профсоюзных уроков и занятий в начале нового учебного года!

Максим ЧАБЛИН

Фото Дарьи Евженковой
(Яковлевский городской округ)