Белгородская региональная организация Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации
308000, Россия, г.Белгород, Народный бульвар, д. 55, каб. 412
время работы: пн-пт 9:00-18:00

+7 (4722) 27-06-53

27-65-19 (факс)

32-04-15, 33-51-75.

Мы "ВКонтакте"

Мы на "Одноклассники.ru"

Мы в "Мой мир"

АКЦИЯ

 

Вступить в Профсоюз

Ссылки
Центральный совет
БОООП
Департамент образов...
НИУ "БелГУ"
БГТУ им В.Г. Шухова
Профсоюзные организ...
Центр охраны труда

 

 

ОАУ "Центр охраны труда Белгородской области"

Директор Центра: Медведева Ольга Михайловна
тел.: 8 (4722) 32-08-16

Главный бухгалтер: Ружицкая Ольга Васильевна
тел.: 8 (4722) 33-44-78

Отдел обучения и повышения квалификации:
Начальник отдела: Ломакин Андрей Николаевич
тел.: 8 (4722) 32-69-18

Не могу молчать

Не могу молчать!


     Ушёл в историю 2010 год для наших высоких чиновников от образования. А для рядового российского учителя, что ежедневно готовится к урокам, бессонными ночами проверяет школьные тетради, с утра спешит на встречу со своими любимыми учениками, Год учителя длится всю его трудовую жизнь. И даже будучи пенсионером на заслуженном отдыхе снится ему родная школа, его бывшие ученики, эпизоды из школьной жизни.

 

    Проблемы в системе образования учащихся меня волнуют вот уже сорок пять лет, с тех пор, как я стал учителем. Слава Богу их у нас столько, что хватит ещё не одному поколению для их успешного решения. К одним из них я относился достаточно спокойно. Выявлял истоки проблемы, наблюдал за ходом её развития, искал решение в научных трудах, а ещё больше в известном педагогическом опыте, успешно решал вместе с коллективом детей, учителей и родителей. Другие вызывали и вызывают у меня недоумение, по той простой причине, что возникают они, а точнее их нам преподносят под предлогом благих намерений сверху. И тут ты просто бессилен. Ясно видишь, какой вред несут некоторые инновации, но попробуй доказать, что это вредит образовательно-воспитательному процессу. А начнешь сопротивляться, становишься, чуть ли не «врагом народа». С возмущением в душе, а иногда и с возгласом смотрю некоторые передачи по первому каналу телевидения, что показывает Андрей Малахов о школьных проблемах. Последняя передача «Пусть говорят», что была 13 января, называлась «Учительница первая моя». Репортаж-рассказ об учителе начальных классов 9-й школы города Воронежа. Это не столько репортаж, сколько судилище над человеком, который всю свою сознательную жизнь посвятил обучению и воспитанию самых маленьких школьников. Андрей Малахов попытался разобраться с тем, как быть, если учитель в оскорбительной форме обращается с учащимися на уроках. Была представлена запись с диктофона. Упреждаю тех, кто в студии Андрея Малахова во всю глотку орал о том, что этого учителя надо гнать из школы, лишить её всех званий и наград. Я не выступаю в качестве адвоката этой хрупкой, перенесшей инфаркт учительницы. Даже известный не только у нас в России, но и в мире защитник Резник и тот сказал, что дело и запись на диктофоне должно быть тщательно расследовано, прежде чем принимать какое-то решение. А специалист по криминалистике, присутствующий в студии дал исчерпывающий ответ. То, что звучит на диктофоне, однозначно монтаж, подделка.

     Вряд ли кто-либо будет и дальше заниматься этим делом, Андрей своё дело сделал. Только лишь, глядя на мать (кстати учительницу) «обиженного и оскорблённого» (закавычил потому, что никто не доказал, что это действительно голос учительницы) и на её ближайших родственников, которые так яростно и злобно бросали из уст «распни», могу предположить, что эти попытаются добить учительницу.
Я хочу сегодня на страницах нашей газеты поднять проблему взаимоотношения учителей, детей, родителей, общественности. Такой проблемы в бытность моей учебы не существовало.
     Моя первая учительница (царство ей небесное) Клавдия Александровна была для нас всех босоногих, полураздетых и часто голодных (тогда в школе не кормили) второй матерью. Мы не просто её уважали, любили, слушались, мы её просто боготворили. Ведь она была для нас не просто учитель по русскому языку, арифметике и чтению. Она учила нас правильно вести себя со старшими, уважать их, всегда приветствуя здороваться со встречными, ведь в деревне все знают друг друга. А пожелать здоровья человеку, значит проявить милосердие. Мои одноклассники девчонки за сто метров от школы бежали встретить Клавдию Александровну. А мальчишкам было за честь нести тяжелую сумму с нашими тетрадями, которые она проверяла в свои бессонные ночи. Это она выводила в качестве образца нам цифры и буквы по чистописанию, чтобы выправить почерк и добиться красивой каллиграфии. Фундамент знаний, умений и навыков она нам заложила на столько прочный, что в последующие годы многие ребята учились на «хорошо» и «отлично». А четверо из нас по окончанию 11 класса получили золотые и серебряные медали. Особо хотелось бы отметить её отношение к нам – детям. Всегда ласковая (кстати, и сегодня мои коллеги учителя, бывшие мои ученики, называют учащихся в начальной школе в уменьшительно-ласкательной форме: Ванечка, Дашенька, Илюшенька), доброжелательная, милосердная она угощала нас нередко своим вареньем, делила нам печенье и конфеты, купленные на свои деньги. Мы это понимали уже в раннем возрасте и были ей за всё это благодарны. А как были благодарны нашей учительнице родители. Ещё бы, ведь Клавдия Александровна учила и воспитывала не только нас. Она была первой учительницей моей старшей сестры Татьяны, и ещё сотни выпускников начальной школы прошли через её доброе сердце. И таких учителей я могу назвать очень много. Уверен, что и эта учительница была такой же, если у неё на груди знак «Заслуженный учитель России».
На передаче у Андрея Малахова прозвучала фраза, что, мол, в нашей российской школе до сих пор существует авторитарная педагогика, потому и учитель, словно диктатор на уроке. Да чушь это самая настоящая. В том виде, в каком её представляют некоторые родители, мы с авторитарной педагогикой начали расставаться ещё в конце восьмидесятых годов прошлого столетия, когда известный всему Советскому Союзу педагог Шалва Амоношвили выдвинул идею и показал на практике педагогику сотрудничества. Идея кстати была не нова, она была известна ещё раньше. Да и наша учительница, Клавдия Александровна, очень часто привлекала актив класса к решению разных вопросов внутри классного коллектива. Не оправдывая в целом авторитарную педагогику, я хочу доказать, что элементы автократии крайне необходимы и особенно в начальной школе в системе образования. Слово учителя на уроке должно быть законом для учащегося. И к этому должны быть готовы и дети, и их родители. Интересно, как чувствуют себя родители и что они предпринимают, если их ребенок уходит из-под контроля, безобразничает и не реагирует на замечания. Вероятно и голос повысят на своё чадо, может используют старый метод выставления в угол, а нередко применяют и физическое воздействие. Кто, какое.
     А, что же делать учителю, если у него в классе таких не подготовленных к школе детей не 2-3, а значительно больше. Я категорический противник жестоких мер с детьми в любом возрасте, особенно в младших классах, и тем не менее, прежде, чем предъявлять претензии к школе, к учителю, родители обязаны, подчеркну обязаны по закону «Об образовании» подготовить детей к школе. Не надо нам, чтоб они умели читать и писать. Научить их этому - это задача школы. А вот научить ребенка быть вежливым, послушным, реагировать на замечания учителя, научить извиняться за совершенный проступок или за нарушения правила поведения, вести себя в коллективе, как в содружестве равных – это прямая обязанность родителей. И ещё, что обязаны родители. Они обязаны научить его пользоваться туалетом, ухаживать за собой, за своей одеждой, уметь завязывать шнурки на туфельках, заниматься самообслуживанием, уметь пользоваться ложкой и вилкой, правильно вести себя в столовой, благодарить поваров за приготовленную пищу – одним словом, правилам хорошего этикета. Наконец, родители должны не просто знать, но обязаны по Закону нести ответственность за поступки детей до 14 летнего возраста. А потому публика Андрея Малахова должна была бы строго спросить с мамаши за поступки её сына. Увы, к сожалению, не многие предъявили претензии к маме «обиженного» ребенка. А жаль. Ну, что поделаешь? Общество не стоит на месте. Теперь уже не только в городе, но и в деревне учитель не является одним из главных источников и носителей знаний. И, если 40-50 лет назад людей с высшим образованием в деревне было можно посчитать по пальцам и это были в основном только учителя, то теперь чуть ли не половина, а уж одна треть взрослого населения точно имеют среднее специальное и высшее образование по различным отраслям знаний. А вот знаниями педагогики и методики обучения и воспитания обладают только учителя. И для меня и как учителя с 45 летним стажем работы и как просто человека, кажется очень странным, что у нас в России все, кому не лень поучают педагогов-профессионалов, как и чему, учить и как воспитывать школьников. Можно ли представить себе, что я, учитель истории, захожу в больницу, где в хирургическом отделении находится мой родственник, и даю советы, и ещё больше указания врачу, как его лечить и какие действия ему предпринять в случае необходимой операции. Как минимум мне была бы обеспечена койка в соседней больнице под названием «Психиатрическая». Далеко не все, но значительная часть родителей перешагнули порог допустимого. Им кажется, что их любимое чадо является идеальным, во всем талантливым и уж, конечно, непогрешимым. А когда приглашаю в школу родителей, чтобы сообщить, что их ребёнок курит и нужны профилактические меры, то у родителей часто недоуменное выражение лица. Более того, некоторые клятвенно заверяют, что этого не может быть. И уж когда отдаю им пачку сигарет и зажигалку, которыми пользуется ребенок за порогом школы, так и вовсе новое открытие Америки.
Мы давно перестроили свою работу с родителями. Ушли от назидательных монологов и разборок оценок их детей. Больше и чаще слышим друг друга в беседах за чашкой чая о наших общих проблемах. На родительских собраниях, конференциях, праздниках для родителей общаемся как соратники, а не как противники. Находим общие точки соприкосновения и в делах учебных и в воспитании подрастающего поколения. Организуем круглые столы для родителей, где пропагандируем опыт тех, кому удается решать проблемы обучения и воспитания, у кого в семье лад и, кто не торопится перекладывать обязанности родителей на школу. И школа и классы наши всегда открыты для родителей. Более того, мы часто проводим общественные смотры знаний учащихся, различного рода выставки, демонстрируем родителям успехи детей в художественной самодеятельности, спорте, трудовых делах. Пусть родитель увидит своими глазами своего ребенка не в домашних условиях, а в условиях коллективной школьной жизни. Тогда и амбиций у некоторых поубавится.
     Конечно и учитель, особенно в селе, где он на виду постоянно, у всей деревни, обязан быть этикетом не только в школе, но и в социуме. Его авторитет во многом зависит от него самого. В этом я абсолютно убежден. Уже само слово учитель обязывает нас до конца исполнять это смысловое значение.
     На этой передаче, кто-то высказал, что беда нашей школы и срывы учителей происходят потому, что очень низкая зарплата у наших педагогов. На что присутствующий в студии депутат Государственной Думы моментально парировал: «Учитель должен работать в школе не за деньги, а по призванию». Я не могу оправдать грубость и бестактность учителя низкой зарплатой. Но то, что в школу сегодня идут работать и случайные люди, далеко не преданные своему делу – это точно. Идут хоть на 4-5 тысяч зарплаты в месяц. А иначе пополнят армию безработных с учительским дипломом на руках. А вот у господина депутата зарплата за сотню тысяч зашкаливает и пенсия будет не ровне Народному учителю СССР. Вот только не могу дать оценку: кто больше приносит пользу родине и народу. Депутат, который пропускает рабочие дни заседания в Думе, или учитель, что выводит в люди выпускников.
     А ведь в немалой степени ответственно и государство (депутаты в Госдуме, правительства страны) за судьбу учителей. Возложив на учителя всю ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения, государство и фактически и юридически доверяет учителю судьбу будущих граждан России. Сегодня за это с учителя огромный спрос и велика ответственность. А если так, то учителя являются государственными служащими. Однако, на самом деле, увы, не так. К сожалению, мы муниципальные работники. К такой категории относятся уборщики служебных помещений, дворники, водопроводчики из ЖКХ и т.д. Даже в царское время учитель был на особом положении. Личность учителя была уважаемой и почитаемой и среди государственных чиновников и среди народа. Не случайно Александр I создал Министерство народного образования, лишний раз подчеркивал всенародную заботу об учителе и его святом деле. Сегодня у нас нет народного образования, нет той всенародной заботы об учителе, от которого во многом действительно зависит судьба будущей России, судьба тех, кто выходит их школы. Кажется и государство, и Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев делают попытку поднять престиж учителя. Год 2010 был объявлен Годом учителя. Конечно, это здорово. Но насколько он действительно выполнил свою миссию. Не хочу давать оценку. Читаю газету «Мой профсоюз» и вижу большую неудовлетворенность в регионах результатами этого года. Именно в этот год шло закрытие многих сельских малокомплектных школ по России, а зарплата сельского учителя в таких сохранившихся школах упала до зарплаты уборщицы. А тут ещё наше центральное телевиденье подсунуло сериал «Школа», где сценарист и съемщики сериала показали себя, какие они ученики. Как будто специально в ответ на президентскую инициативу «Наша новая школа» выдали образец. И Малахов в своём балагане (а иначе как назвать его передачу «Пусть говорят») тоже поддаёт жару, демонстрируя, какие плохие у нас в России учителя. Как было бы хорошо, если бы телеведущий Андрей Малахов сменил бы свою передачу «Пусть говорят» на телепрограмму «Наша новая школа». Вспомним, как прекрасно выступали на телевидении известные педагоги страны: Амоношвили, Лысенкова, Шаталов, Щетинин, Захаренко, Палтышев и многие другие. Это были своего рода уроки мастеров педагогического труда. Вся страна видела лучшие достижения учителей, целых коллективов школ и гордилась нашим лучшим в мире образованием. А какие были прекрасные передачи «Вечера для юношества».
     В год учителя не показать по центральному телевидению ни одного заслуженного учителя. А ведь у нас в России ещё сохранились, слава Богу, и успешно работают народные учителя СССР. И работают не в пример «новым русским бабкам», прописавшимся на телевидении. Какой канал не включи, попадешь на тусовку наших. То «кривое зеркало» упивается своими достижениями в юморе и сатире, то «возьмите меня уткой хряк» демонстрирует свою пошлость, то бесконечные концерты, где наши звезды не стесняются выходить на сцену, словно на пляж. Несем культуру и пример для подражания в массы.
И что ж остается делать школе? Бороться за чистоту человеческой души. Этим и живем.


В.Подерягин,
директор Шелаевской средней школы Валуйского района,
народный учитель СССР



 
Яндекс.Метрика